Созависимость

Возможно, термин «созависимость» вам пока неизвестен, поэтому вначале несколько слов о его происхождении. Термин «созависимость» появился в результате изучения влияния, которое оказывает заболевание химически зависимого на окружающих его людей. Вначале комплекс симптомов, характеризующих непьющих жертв алкоголизма, назывался «параалкоголизм», но со временем, когда алкоголизм стал рассматриваться как частный случай общей химической зависимости (наркомания, пристрастие к препаратам, вызывающим изменения сознания, токсикомания и так далее), он был заменен на «созависимость». Этот термин можно лучше понять, если вспомнить другие слова с приставкой «Со», например, такие как со-страдание, со-преживание, со-трудничество, со-участие. Иными словами, человек, близкий алкоголику или наркоману, зависит от алкоголя или наркотиков опосредовано через самого непосредственно зависящего от вещества человека, то есть алкоголик или наркоман зависит от алкоголя или наркотиков, а близкий ему человек - от самого алкоголика или наркомана. Но все люди в той или иной степени зависим друг от друга. Но зависимость зависимости рознь. Зависимость, о которой мы говорим (созависимость), отличается от других зависимостей и имеет свои специфические черты, которые носят болезненный характер. Болезненный - в силу того, что мы зависим от другого больного человека и как бы заражаемся его болезнью, болезнью может быть не только химическая зависимость, но и любые другие, особенно тяжелые болезни или инвалидность.

Но, как и с любой другой болезнью, заражение происходит не сразу, и у каждого человека в силу уникальности его личности, событий его прошлого и индивидуального жизненного опыта, заражение и протекание происходит своим специфическим образом. Если у человека хороший иммунитет, то вероятность заражения ниже, чем у человека с подорванным иммунитетом. Поэтому созависимостью страдают люди, с так сказать, подорванным в детстве духовным иммунитетом: люди из дисфункциональных семей, где были нарушены эмоциональные узы, связывающие членов семьи.

Это семьи, в которых не удовлетворяются важные жизненные потребности детей (испытывает голод, недостаток движения, недостаток любви, эмоциональный голод и т.д.), поэтому ребёнок не мог нормально физически и психически развиваться.

Это семьи, где есть нехватка безопасности, общения (в т.ч. прикосновений), заботы, тепла, любви, принятия, близости. Это семьи где существуют серьезные проблемы, влияющие на всех, но при этом, они открыто не обсуждаются, и сильные эмоции, связанные с этими проблемами члены семьи вынуждены держать при себе. Речь идет о:

  • неприязненных отношениях между супругами, которые внешне это скрывают (ребенок чувствует напряжение, но с ним никто не говорит об этом);
  • разводе с разрывом отношений, особенно, когда ребенок еще маленький;
  • серьезном психическом или соматическом заболевании, кого-то из членов семьи, когда уход за ним порождает хроническую усталость, раздражение, обиды;
  • наличие семейной тайны, передающейся из поколения в поколение и т.п.

Взрослые в таких семьях, не умеют открыто обсуждать свои проблемы, разбираться в их причинах, искать пути решения, обращаться за помощью друг к другу, а если необходимо - к специалистам. Они склонны обвинить во всех бедах кого-то из близких, например, супруга или ребенка. «Ты все время капризничаешь и не слушаешься, из-за этого мама плохо себя чувствует, у нее голова болит»; «Ты невыносима, мы с папой постоянно из-за тебя ссоримся»...

Ребенок начинает чувствовать себя ответственным за все: за настроение близких, их самочувствие, поступки. Сама среда вынуждает его учиться манипулировать родителями, чтобы завоевать их внимание и одобрение, избежать обвинений, укоров, а, порой, и побоев.

Неудивительно, что, не смотря на различия в ситуациях и характерах, эти люди с детства берут на себя роль все исправлять, улаживать. Они хорошо чувствуют состояние окружающих, умеют подстраиваться под него, держать ситуацию под контролем. Это становится стилем их жизни, способом ощутить свою нужность в этом мире. Неудивительно, что они выбирают для дружбы и любви людей, которые, по их мнению, нуждаются в помощи и контроле и позволяют себя контролировать Их девиз, часто неосознаваемый, таков: «Я не мог сделать счастливыми маму с папой, тогда я исправлю и сделаю счастливым этого человека, свою семью». Так рождается созависимая личность.

Что же это за тип личности - созависимая личность? У нее свой профиль, свои очертания. И описывать ее можно с разных точек зрения: с точки зрения поведения, чувств, характерных черт личности» симптомов и синдромов. Специалисты в области созависимости находятся вое за рубежом. Их великое множество и у каждого свой взгляд на созависимость, но все они едины в том» что это смешанное нарушение личности по определенному типу и отличается от других нарушений личности. Оно носит характер заболевания, так как имеет набор симптомов и синдромов, что и дает специалистам право причислять созависимость к разряду заболеваний.

В случае с созависимостью нарушения происходят во всех сегментах личности, таких как эмоции, разум, тело, социум, воля и дух.

Итак, перейдем к определениям созависимости. У разных авторов, данных с разных позиций. В широком понимании термин «созависимость» применим в отношении супругов, партнеров, детей, химически зависимых, которые почти наверняка развивались в дисфункциональной семейной системе. Созависимым можно считать любого человека, живущего в неблагополучной семье, с нездоровыми правилами, способствующими созависимым отношениям.

Созависимость - состояние, которое в значительной мере является результатом адаптации к семейной дисфункции. Это закрепившаяся реакция на стресс, которая с течением времени становится скорее образом жизни, нежели средством выживания (чем она была в начале) Показательно, что когда состояние стресса прекращает свое влияние, созависимый человек продолжает действовать в окружающей его среде так же, как если бы угроза угнетения продолжала существовать.

По определению Шэрон Вегшейдер Круз, которое отражает сочетание поведенческих и внутрипсихических элементов, «созависимость - это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а так же крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета. В конечном счете, такая зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, которое влияет на созависимого во всех других взаимоотношениях. Для такого состояния созависимости характерно:

  1. заблуждение, отрицание, самообман;
  2. компульсивные действия (неосознанное иррациональное поведение, о котором человек может сожалеть, но все же действует, как бы движимый невидимой внутренней силой);
  3. замороженные чувства;
  4. низкая самооценка;
  5. нарушения здоровья, связанные со стрессом».

По определению Мелоди Бити, одного из известных специалистов по созависимости, «созависимый - это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и который полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека (другой человек может быть ребенком, взрослым, любовником, супругом, папой, мамой, сестрой, бабушкой или дедушкой, клиентом, лучшим другом, он может быть алкоголиком, наркоманом, больным умственно или физически; нормальным человеком, который периодически испытывает чувство печали)».

Важная часть определения - не в другом человеке, а в нас самих, в том, что мы допустили, что поведение другого влияет на нас, и в том, каким образом мы пытаемся повлиять на другого. Следовательно, созависимым свойственны такие внутрипсихические симптомы, как навязчивое состояние, контроль, навязчивая помощь, низкая самооценка (граничащая с ненавистью к себе), избыток гнева и вины, сосредоточенность на других, вплоть до полного пренебрежения собой, своими нуждами, проблемы общения, проблемы в интимной жизни.

Из этих определений становится ясным, что созависимый человек не свободен в своих чувствах и поведении, он как бы лишен права выбора, что чувствовать и как действовать. В результате неудавшихся попыток контролировать поведение другого человека, у людей, складывается реактивный тип личности - созависимый как бы теряют способность чувствовать, думать и действовать по своему выбору, теряет способность управлять своей жизнью (он пытается управлять чужими жизнями), он лишь реагирует на то, что делают, думают и чувствуют другие.

Возможно, вам легче будет понять, что проблема созависимости относится лично к вам, если вы познакомитесь с разновидностями или типами созависимых.

Признаки и симптомы созависимости настолько всеобъемлющи и разнообразны, что ни в одном человеке нельзя найти всех до одного срезу. Созависимые, все еще пребывающие в отрицании, часто будут указывать на те аспекты заболевания, которые как бы не вписываются в их случай, и использовать их как доказательство того, что они не созависимы, или с целью преуменьшить степень своей созависимости.

Существуют, однако, целые «созвездия» вариантов поведения, которые часто можно наблюдать у созависимых. И часто созависимые отождествляют себя скорее с конкретной разновидностью (вариантом), чем с более общим диагнозом созависимости. С точки зрения профессионала все эти варианты рассматриваются как различные проявления проблем, лежащих в основе созависимости.

Мы рассмотрим лишь четыре, наиболее распространенных, типичных ролей созависимых.

Спасатель (собственно созависимый)

Спасателем руководит желание заботиться о других, спасать других.

Часто от них можно слышать: "Хочу спасти мужа (сына)". Созависимые любят заботиться о других, часто выбирая профессии врача, медсестры, воспитательницы, психолога, учителя. Забота о других перехлестывает разумные и нормальные рамки. Соответствующее поведение вытекает из убежденности созависимых в том, что именно они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, за их благополучие или недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут на себя ответственность за других, при этом совершенно безответственны в отношении собственного благополучия (плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не удовлетворяют собственных потребностей).

Спасая своего партнёра, созависимые лишь способствуют тому, что он продолжает своё разрушительное поведение. Попытка спасти, никогда не удается. Это всего лишь деструктивная форма поведения для созависимого, и тогда они злятся на предмет спасения.

Желание спасти так велико, что созависимые делают и то, что в сущности не хотят делать. Они говорят "да" тогда, когда им хотелось бы сказать "нет", делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. Они удовлетворяют нужды своих близких, когда те не просят их об этом и даже не согласны, чтобы созависимые это для них делали. Созависимые больше отдают, чем получают. Они говорят и думают за спасаемого партнера, верят, что могут управлять его чувствами и не спрашивают, чего хочет их близкий. Они решают проблемы другого, а в совместно деятельности (например, ведение домашнего хозяйства) делают больше, чем им следовало бы делать по справедливому разделению обязанностей.

Такая "забота" о партнёре, предполагает его некомпетентность, беспомощность и неспособность делать то, что делает за него созависимый близкий. Все это дает основание созависимым чувствовать себя постоянно нужными и незаменимыми.

Созависимые пытаются спасать других потому, что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а порой и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами. Созависимые не говорят: "Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Их ответ таков: "Я здесь. Я это сделаю за тебя".

В последствии, спасатель, отодвигается, оставив того пребывать под вредным воздействием болезни. Однако, не все пособники могут удалиться от своего спасаемого. Если это — близкий член семьи или близкий друг, то у спасателя нарастает чувство вины, обиды и порицания. Он начинает чувствовать себя виновным в проблемах близкого и продолжает спасать. Но рано или поздно, он оказывается в роли мученика.

Мученик

Это, возможно, типичное «конечное» проявление созависимости. Наверное, можно сказать, что у всех созависимых есть что-то от мученика. В основе поведения мучеников лежит гордыня. Они извлекают огромное удовольствие от своей способности мириться с неудобствами, разочарованием и даже болью. Источником их самооценки является способность бороться, несмотря на победы и поражения. Для мучеников важнее быть «правым», а не «эффективным» (добиться результата).

И, на самом деле, их родственники и друзья склонны считать их терпиливыми, много и долго страдающими, и великодушными (иногда до абсурда). Но за таким внушительным фасадом лежит нежелательная правда.

Мученики чувствуют, что живут так потому, что у них нет выбора. Альтернативы они даже не рассматривают, потому что это слишком страшно: уйти и жить самому по себе, или сказать всю правду о положении вещей, быть покинутым и остаться наедине с самим собой. Они продолжают жертвовать собой в надежде, что их вклад, в конечном счете, принесет процент, но даже в этом они не могут быть уверены.

Мученики чувствуют внутреннюю пустоту, но они обычно так заняты пребыванием в роли мучеников, что у них почти нет времени, чтобы почувствовать и испытать эту пустоту.

Преследователь (контр зависимый)

Преследователь - это противоположность мученика. Преследователь испытывает ту злость и горечь, которую мученики не позволяют себе чувствовать. Хотя их собственное поведение часто выходит из-под контроля, они сосредотачиваются на том, как неправильно поступают все другие. Вместо того, чтобы разобраться со своим несчастьем и справиться с ним, они занимаются его внешним выражением, а в своих несчастьях считают виновными других людей и их поступки.

В то время как мученики принимают на себя всю полноту ответственности за то, что они чувствуют себя несчастными, преследователи не принимают на себя никакой ответственности за свое несчастье, они его проецируют на других. Тогда, как мученики заставляют себя все больше работать, чтобы лучше чувствовать себя, преследователи заставляют других, быть такими как им надо, обеспечивать им безопасность и спокойствие ума и души.

И те, и другие переоценивают свое влияние на других. Ни те, ни другие не видят разницы между тем, что они могут контролировать, а что нет.

Мученики стараются манипулировать другими, пытаясь быть хорошими; преследователь продолжает манипулировать другими при помощи злости и чувства вины, которые он им внушает.

Жертва.

Жертва распознается по скорбно-мучительному выражению лица и заявлениям вроде: «Ах, я бедняжка», «Если бы только мой муж (не изменял мне, не был бы так груб со мной, если бы он не пил и т.д. ». «Это не важно, как я себя чувствую, лишь бы им (детям, мужу, родителям) было хорошо», «Своей жизнью я не жила, я всю себя отдала другим...».

Выбор жертвенности предполагает пассивное отношение к тому, что находится в области ответственности при взаимодействии с другими. Он обуславливает избегание любых действий и демонстрацию своей полной беспомощности.

Выбирая жертвенность, человек пытается избежать негативных последствий собственных действий, которые в прошлом были не конструктивными такой как «преследователь». Для этого он сохраняет бездеятельность или строит защиту от всех и всего. Вместо поиска собственных ограничений и заблуждений он занят «охотой на ведьм», поиском виновных в его несчастьях.

Он заменяет свое бездействие на любое воздействие извне, ищет «спасателя». Это приводит его к тому, что он становится объектом чужого влияния. Он принимает навязанные ему цели, желания и действия. Он признает свою беспомощность перед любым влиянием извне. Он утрачивает свои цели и возможность их достижения. Это происходит из-за сознательного сохранения беспомощности. Она нужна такому человеку, чтобы иметь возможность не действовать самому.

Выбор жертвенности — это выбор, притягивающий насилие над собой. Это сохранение слабостей и ограничений. Положительная сторона выбора жертвенности: возможность бездействовать за счет «спасателя».

Психологические награды, вытекающие из роли жертвы:

  • Сочувствие окружающих.
  • Проекция на других причин своих несчастий.c
  • Обвинение других вместо попыток изменить свое положение.
  • Власть и контроль над другими при помощи вызывания у них чувства вины.
  • Осознание себя почти святой, «не допускающей ошибок».
  • Возможность сохранять существующее положение вещей, в которых жить хоть и больно, но привычно.

  • Жертва неизбежно переходит в роль «обвинителя», «преследователя».
  • Жертвы злы.
  • Жертвы отталкивают от себя близких и притягивают к себе «обидчиков.»
  • Жертвы создают те ситуации, которых боятся (ситуации отвержения, утраты любви, социальной изоляции).
  • Жертвы рождают жертв.
  • Жертвы остаются в одиночестве.
  • Жертвы остаются несчастными.

Апатичный созависимый

Некоторым созависимым просто все становиться безразлично. Они настолько глубоко деморализованы и выбиты из колеи, что они как бы впадают в эмоциональный ступор, как узники концлагеря смиряются со своей участью. Апатия может принести своеобразный мир или

Это особенно трагично и печально, когда в семье имеются дети. Когда у папы или мамы опустились руки, то не остается никого, с кого можно было бы брать пример здорового реагирования на хаос и безумие жизни в химически зависимой семейной системе.

Созависимый больше не чувствует сильной боли. Более того, больше никогда не хочет ее чувствовать, таким образом, на все попытки возродить надежду в душе созависимого, он отвечает безразличием или обидой, потому, что разрешая себе надеяться, он не только чувствует себя глупо, но еще и остается открытым для боли, уязвимым.

Для тяжелых случаев этой категории созависимых самоубийство становится вполне реальным и приемлемым вариантом. Они могут расставаться с жизнью активно и прямо или пассивно и непрямо, опосредовано, то есть ничего не делая, чтобы избежать несчастного случая, или отказываясь от встречи с врачом в начале заболевания.

Конечно же, есть и другие варианты и не существует «правил», определяющих какой тип созависимости может проявиться и когда: мученик может стать преследователем, спасатель может стать апатичным и так далее. Не стоит чрезмерно упрощать проблему, потому что это опасно. Очень важно понять, что созависимость носит множество масок. Эти варианты приведены здесь в качестве иллюстрации, и отсутствие у вас какого-либо из описанных или всех вариантов не следует рассматривать как свидетельство того, что созависимости нет. Но следует учесть, что созависимость характерна почти для 98% взрослого населения и является источником большей части человеческих страданий.

Возникает вопрос, а что же делать? Ответ: «Лечить!»

Тогда следуют, как правило, еще несколько вопросов: «Какой метод лечения выбрать»?

«Сколько на это уйдёт времени»?

Ответим вначале на последний. У большинства людей процесс выздоровления, как правило, требует много времени и усилий. Рекомендуется планировать этот срок исходя из того, что на работу с проблемой придется затратить примерно один месяц за каждый год уже прожитой жизни. Таким образом, человек тридцати шести лет может ожидать, что ему придется три года поработать над своим выздоровлением, прежде чем оно будет достигнуто. Тем не менее, можно добиться значительного прогресса в жизни и самоощущении быстрее, если задействовать дополнительные ресурсы.

Ресурсы для выздоровления

  1. Фиксированные отношения, с другим человеком, который также готов разорвать свои модели созависимости, или фиксация периода одиночества, для одинокой личности.
  2. Группы поддержки, в которых работают с подобными задачами. Это могут быть группы Анонимных Созависимых (АС), Анонимные родственники алкоголиков, наркоманов (Ал- Аннон, Нар – Аннон).
  3. Работа с литературой (самообразование) о выздоровлении от созависимости.
  4. Семинары и лекции, группа личностного роста, дающие необходимую информацию о причинах и способах лечения созависимости.
  5. Использование своих внутренних возможностей, такие как медитация, дыхательные упражнения, ведение дневника самоанализа, йога, творческая работа, работа с вашим “внутренним ребенком”, работа с чувствами, некоторые приемы восточных боевых искусств, например тай цзи и айкидо.
  6. Личная и групповая психотерапия.
  7. Психотерапия супружеских пар или всей семьи у терапевта, который использует системный подход к лечению созависимости.

Но самым важным элементом выздоровления является ваша готовность самостоятельно работать над собой. Регулярное посещение семинарских занятий, групп самопомощи, выполнение письменных упражнений, помогут вам более четко идентифицировать свои проблемы, и далеко продвинут вас в выздоровлении. Регулярное ведение дневника самоанализа, также может оказать большую помощь в осознании моделей поведения. Полезными будут рисование, танцы, телесная терапия или другие способы самовыражения. А теперь о моделях программ работы с созависимостью.

Существует три традиционных подхода к выздоровлению от созависимости.

К первому типу программ мы относим большинство так называемых 12 - ти Шаговых программ, таких как АА (Анонимные алкоголики), АО (анонимные обжоры) и AС (анонимные созависимые). Данный тип программ выздоровления уже помог миллионам людей избавиться от своих опустошающих проблем. Программы выздоровления этого типа имеют тенденцию слишком сильно фокусироваться на модели заболевания.

Второй тип программ выздоровления (Эрни Ларсен (1985), Сондра Смолли (1986)) сосредоточивает внимание на психотерапии направленной на то, чтобы помочь людям изменить свою жизнь и научить их более эффективно строить свои взаимоотношения. Однако, в этих программах, так же как и в Шаговых, существует мнение, что созависимость можно только приостановить, но не излечить полностью. Некоторые люди, принимающие участие в таких программах выздоровления, начинают понимать, что созависимость результат “приобретенного пораженческого поведения, сильно преувеличенного и осложненного патологической связью с химически зависимым (или созависимым) человеком” (Ларсен, 1965).

Третий тип программ выздоровления основан на уверенности в том, что созависимость — это приобретенная проблема связанная непосредственно с воспитанием и с нарушениями в эволюционном развитии человека. Это нарушение, с которым можно справиться при помощи соответствующей информации, определенных действий и психологической поддержки.

Этот подход акцентирует внимание на максимальном развитии личностного потенциала, и говорит о том, что полное выздоровление возможно. Он дает больше надежд и способствует более оптимистичному взгляду на возможность выздоровления.

Подробнее о программах выздоровления написано во вкладках.