Цикл психологических семинаров

Начало специализации – сентябрь – октябрь 2014 года.

Ведущие:

  • Владимир Иванов– медицинский психолог, гештальт-терапевт, тренер МГИ, руководитель центра социально-психологической реабилитации «Сенс». Опыт работы с зависимыми и созависимыми – 15 лет. Опыт семейной жизни – 35 лет.
  • Янина Полонская – практикующий психолог (КНУ им.Шевченко), гештальт терапевт(МГИ), директор психологического центра “ИНЬ И ЯНА”. Специализации: «Ранние нарушения близости и идентичности», «Психосоматика», «Кризисы и травмы», «Сексуальность и гештальт» (Бриджит Мартель, Гозаг Маскелье, Парижская школа гештальта). 8 лет психологической практики.

Встречи 2 раза в месяц (по воскресениям), с 10.00 до 19.00
Количество участников ограничено – группа до 15 человек.

Группа долгосрочная, годовая. Групповая и индивидуальная работа с опытом отношений
каждого из участников.

Запись в группу и дополнительная информация:

Темы семинаров:

  1. Феномен созависимости. (Общие понятия, основные характеристики). Самодиагностика. Симптомы, характеристики, методы терапии. Зависимость – семейная болезнь. Био-психо-социальная модель созависимого поведения (пентограмма Гингера).
  2. Причины созависимости. Феноменология. Дисфункциональные сценарии, поведенческие паттерны и роли в семье. (Корни созависимости). Функциональная и дисфункциональная семья. Принципы воспитания. Нарушение функции Эго.
  3. Чувства. (Понятие, значение. Дневник чувств.) Дефекты характера. Самооценка. (Принятие, значение).
  4. Работа с чувствами: вина, стыд, страх, отчаяние, злость.
  5. Поведение созависимого. Треугольник Карпмана. Конфлюенция. Созависимость – желание спасать и жить для других. Противозависимость – желание держать все под контролем. («Роль контролера» – выгоды, причины, последствия). Жертва и Тиран. Невозможность переживать счастье. Выход из тупика или освобождение от созависимости.
  6. Понятие бессилия. (Сепарация. Отстранение от объекта зависимости). Умение переживать «потери».
  7. Границы. Контакт. Цикл контакта. Нарушение контакта. Дневник самонаблюдения и анализа.
  8. Мысли и убеждения. Система защит. Интроекты и проекции.
  9. Принятие решения. Ответственность. Нравственные принципы. «Мужество изменить то, что могу и принять то, что не в силах изменить».
  10. Личные жизненные выборы, а не «судьба». «Я имею право…», и «Ставлю Собственные цели». (Новая система ценностей, самоосознавание, постановка личных целей, этапы продвижения к цели).
  11. Этапы психотерапии созависимости. Стратегия и тактика. Терапевтические отношения с созависимым клиентом. Перенос и контрперенос. Основные феномены терапевтических отношений: «жертва-преследователь», «спасательство», беспомощность, агрессия. Ресурсы психотерапевтических отношений. Перспективы и прогноз выздоровления. Навыки психотерапевта, необходимые для работы с созависимыми клиентами.

Вам необходимы эти семинары, если вы:

  • чувствуете недоверие к себе и собственным решениям
  • с трудом сближаетесь с людьми
  • боитесь, что другие люди Вас отвергнут, если вы проявите свои слабости, страхи, желания
  • удовлетворяете потребности других, забывая о себе
  • раздражаетесь, из за того, что люди вас не понимают

Что Вы можете получить от этих семинаров:

  • Научитесь отличать настоящие теплые отношения от зависимости
  • Сможете любить и принимать себя, принимая других
  • Будете получать радость от любви и настоящей близости
  • Наполнитесь силой говорить «Нет» всему, что вам не нравиться
  • Наполнитесь силой говорить «Нет» всему, что вам не нравиться

Дополнительная информация: http://in-and-yana.kiev.ua

Профессиональная психологическая работа с созависимостью (специализация)

Мы приверженцы Нового 12-шагового процесса выздоровления, описанного в книгах
Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Это так называемый Эволюционный подход к выздоровлению.

Эволюционный подход к выздоровлению, рассматривает созависимость как проблему, эволюционного развития ребёнка, тесно связанную с семейной системой. Созависимость возникает вследствие незавершенности определенных критических стадий развития в течение первых шести лет жизни, в частности, стадий соединения и отделения. Если что-то нарушает завершение любой из стадий эволюции индивида, то в течение всей жизни человека будут повторяться процессы, ведущие к завершению стадий психологического развития.

Четыре стадии взаимоотношений

В данном подходе к выздоровлению созависимость рассматривается как кризис в этапах процесса индивидуального развития, состоящего из четырех стадий. Этот процесс, в идеале, должен пройти несколько стадий, быть завершен к двенадцати годам, и происходить следующим образом.

1. Когда мы рождаемся, мы уже находимся на первой стадии — созависимости. Природа предусмотрела симбиотические взаимоотношения между матерью и ребенком, при которых они не ощущают разделения, то есть своей отдельности друг от друга. Это дар природы, гарантирующий человеческому младенцу уход, в котором он нуждается, путем решения первых задач — связи и создания доверия. Данная стадия длится примерно 6—9 месяцев, до тех пор, пока ребенок не начинает ползать и становиться на ноги.

2. Вторая стадия этого процесса — противо(контр)зависимость. В течение этого периода, пик которого приходится на возраст примерно 18—36 месяцев, первой задачей развития является отделение. К этому времени и у родителей, и у ребенка очень сильна потребность стать независимыми людьми. У ребенка выражен стимул к исследованию мира и отделению (“Я хочу это сделать сам”), тогда как родители стремятся тратить больше времени на свои долгосрочные интересы, такие как карьера и собственные взаимоотношения.

3. Если вторая стадия завершается без каких-либо осложнений, то в возрасте примерно трех лет ребенок готов перейти к третьей стадии — независимости. В течение этой стадии, которая, как правило, длится до шести лет, большую часть времени ребенок способен действовать автономно, но он все еще чувствует и осуществляет действия в состоянии связи со своими родителями и семьей.

4. После завершения третьей стадии ребенок подготовлен к переходу к четвертой стадии взаимоотношений — взаимозависимости. На этой последней стадии, которая обычно соответствует 6 — 12 годам, степень близости взаимоотношений между ребенком и другими людьми колеблется. Ребенок то ищет большей близости, то вдруг старается отдалиться. Главная задача данной стадии — приобретение способности двигаться вперед и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта.

Результат незаконченного соединения(1) и/или отделения (2), а так же «зависание» в независимости(3) — это всё и есть созависимость.

Созависимый человек будет:

  1. пытаясь завершить свое соединение и становясь очень привязанным “прилипать”, созависимым,
  2. пытаться завершить отделение или автономию, становясь очень обособленным, то есть независимым
  3. будет ходить по кругу между тем и другим, то есть быть контрзависимым.

Основные принципы эволюционного подхода

  • Развитие человека представляет собой непрерывный процесс, начиная от момента зачатия и до самой смерти. Данный процесс является последовательным в том смысле, что одна стадия помогает формированию последующей стадии.
  • Любая задача развития, с которой не удалось справиться в соответствующем возрасте, берется в качестве “дополнительного багажа” в последующие стадии развития. Если слишком много задач остаются нерешенными в необходимой последовательности, процесс развития становится перегруженным и нарушается.
  • Незавершенные стадии развития будут подталкиваться к завершению, как только возникнет такая возможность. Любая ситуация, напоминающая ситуацию, происходившую в жизни человека раньше, и обусловленная незавершенной стадией развития, выдвинет этот незавершенный процесс на первый план. Люди говорят, что они переполнены старыми чувствами или памятью о прошлом.
  • Когда люди отдают себе отчет в том, что незавершенные стадии развития являются причиной их чрезмерных реакций на определенных людей или ситуации, они способны обучиться новым, более эффективным ответным реакциям. Благодаря осведомленности о причинах своих проблем и накопленному опыту общения и человек может довести до завершения ранее не завершенные стадии развития, а следовательно, избавиться от созависимости.

Тогда становится ясным, что выздоровление от созависимости — это процесс, отдельные шаги которого можно предсказать. Очередность этих шагов, несомненно, будет разной для каждого индивидуума. Однако, вероятнее всего, каждому придется соприкоснуться со всеми этапами, прежде чем он освободится от созависимых моделей. Например, первый шаг, шаг принятия самого факта созависимости, может потребовать продолжительного времени и больших усилий. Что делает его таким трудным? То, что созависимость является настолько всепроникающей, что вы можете не осознавать ее как дисфункциональное поведение. Другие шаги также могут потребовать интенсивной работы.

Итак, примерные шаги к исцелению (Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд.):

  • Осознание созависимых моделей. Существует много способов, препятствующих осознаванию своей созависимости. Это похоже на сон. Вам снится, что что-то идет своим чередом. Даже если это не так, то вы продолжаете оставаться в состоянии сна. Почти все, что вы испытали в жизни, имело какую-то тень созависимости, поэтому вы можете не знать, что существует нечто лучшее.
    Для некоторых отрицание своих чувств и потребностей может быть усвоенным механизмом выживания или безопасности. Если бы вы действительно осознавали или обсуждали то, что происходило в семье, где вы росли, то, может быть, вы не пережили бы своего детства.
    Созависимость, как большинство зависимостей, является заболеванием чувств. Вас могли научить поддерживать у окружающих иллюзию “большой, дружной и счастливой семьи”. Вас научили игнорировать, именно подавление и отказ от выражения своих чувств оказывает самое опустошающее влияние на вас и ваши взаимоотношения.
  • Понимание причин проблемы. В литературе существует путаница о действительных причинах созависимости. Одни авторы утверждают, что это результат генетической предрасположенности, другие — что созависимость берет начало из контактов с алкоголиками или алкогольной семьей. Основной наш тезис состоит в том, что созависимость обусловлена эволюционно и является усвоенным дисфункциональным поведением. Одновременно она рассматривается как системная проблема, связанная с воспитанием в дисфункциональной семье и в дисфункциональном обществе.
  • Распутывание созависимых взаимоотношений. Как только вы поймете, что причины созависимости берут свое начало в динамике взаимоотношений, которые не были завершены, вы сразу же увидите, как эта динамика совершает круг в ваших теперешних взаимоотношениях. Завершение процесса вашего психологического рождения — это прежде всего осознавание того, что вы все время находились в созависимых отношениях. Когда вы осознаете, какие важные этапы развития упустили в свое время, тогда, пользуясь дополнительной поддержкой и приобретая новые навыки, вы сможете сознательно завершить этот процесс.
  • Отказ от своих проекций. Вы можете искажать действительность таким образом, чтобы она соответствовала вашей потребности всегда быть правым, и оправдывать свое поведение, считая неправыми других. Отказ от этих проекций часто требует щадящего противостояния и поддержки со стороны группы или членов семьи, друзей и партнеров, супруга(и) или терапевта.
    Проекции — строительные блоки в стене отрицания. Они имеют тенденцию медленнопадать до тех пор, пока значительная часть стены отрицания не будет разрушена и не обнажится, наконец, правда о том, кто есть вы и кем являются другие.
  • Устранение ненависти к себе. Если вы не стали обособленным от своей матери или семьи, но пытались обособиться, считая их неправильными или плохими, вы, вероятно, придете к выводу о своей собственной несостоятельности. Необходимо раскрыть, осознать и трансформировать эти отрицательные представления о себе. Они основываются на неправильном восприятии и иллюзиях, а также являются результатом слабого постоянства объекта. Поняв, что эти проекции являются источником вашей низкой самооценки, вы сможете исправить их.
  • Устранение силовых игр и манипулирования. При недостатке природной силы, которая приходит после завершения психологического рождения, вы, скорее всего, будете прибегать к силовым играм и манипулированию, чтобы получить то, чего хотите.
    “Драматический треугольник” (преследователь, спасатель и жертва) — это обычный способ манипулировать другими, оставаясь при этом очень пассивным. Как только вы найдете более эффективные способы вступать в сотрудничество с людьми, потребность в манипулировании и управлении другими пойдет на убыль.
  • Умение просить о том, чего вы хотите. Самый простой и непосредственный способ получить то, чего вы хотите, — прямо и вежливо попросить об этом. Обычно же происходит так: люди не просят прямо, например:“Возможно, вечером мне понадобится машина”, а потом разочаровываются, когда их не понимают. Некоторые, просят со злостью или с большим возмущением (“Черт побери, мне нужна машина вечером!, что вызывает сопротивление у того, к кому они обращаются, и он говорит “нет”.
  • Снова научиться чувствовать. Дети, выросшие в дисфункциональных семьях, очень рано начинают скрывать свои чувства и мысли о том, что происходит у них дома. Наиболее часто скрывают гнев, хотя люди, находящиеся в созависимых взаимоотношениях, пребывают в состоянии гнева большую часть времени.
    Став взрослым, вы должны будете восстановить чувства, которые скрывали, чтобы помочь себе заново пережить свое детство. Человек не может излечиться от созависимости, не восстановив своих чувств.
  • Исцеление вашего “внутреннего ребенка”. Если вы выросли в дисфункциональной семье, вас научили сосредоточиваться на том, что делают другие, а не на том, что делаете вы. Вас заставили превратить свое “Я” в ложное, чтобы угодить другим. Вас также заставили спрятать ваше истинное “Я”, включая вашу невинность, вашего “внутреннего ребенка”. Чтобы скрыть причиненную вам боль, вы были вынуждены скрывать часть своего “Я” от всего мира. В ходе этого процесса вы прятали эту часть своего “Я” и от себя самого. Выздоровление включает восстановление личностной целостности и исцеление вашего “внутреннего ребенка”.
  • Определение ваших собственных психологических границ. У каждого есть его собственная психологическая территория. Она состоит из ваших мыслей, чувств, поведения и тела. У большинства людей, происходящих из дисфункциональных семей, эта территория так часто нарушалась, когда они были детьми, что, став взрослыми, они не осознают, как это происходило. Большинство созависимых слабо осведомлены о своих личностных границах и почти не имеют никаких навыков в определении и защите своих границ. Для созависимых людей очень существенно научиться определять и эффективно защищать собственные границы, если они хотят отказаться от своих созависимых моделей.
  • Как научиться близости. Созависимые и боятся, и желают близости. Они часто опасаются, что близкие люди будут управлять ими, обижать их, подчинять и подавлять. С разрушением созависимости возникает потребность установления связи с другим человеком.
    Люди часто нуждаются в новом родительском участии, будь то терапевт или другой старший по возрасту человек, который может сообщить недостающую информацию, быть собеседником и воспитателем, стать необходимой опорой для создания постоянства объекта и формирования самооценки.
  • Изучение новых форм взаимоотношений. Большинство людей, которые какое-то время жили по созависимым моделям, знают очень мало или вообще не знают о многоцветности жизни, которой им так недостает. Порой существует какое- то смутное осознание, что “настоящая жизнь — это нечто большее, чем то, что есть сейчас”, заставляющее созависимого человека пойти на риск изменения ситуации. Созависимость заменяется взаимозависимостью тогда, когда двое или большее число людей научились жить достаточно автономно для того, чтобы строить совместную жизнь и стремиться поддерживать друг в друге проявление всех лучших качеств.

Мы предлагаем этот процесс пройти вместе с нами при этом получить и индивидуальный опыт избавления от созависимости, так и получить навыки работы с созависимыми.

Группа активного выздоровления от созависимости
(группа личностного роста)

«Счастье — вещь нелегкая. Его очень трудно найти внутри себя
и совершенно невозможно где-нибудь в ином месте». Шамфор

СОЗАВИСИМОСТЬ

- это болезнь, которая делает нашу душу несчастной. Она повреждает нашу личную жизнь: отношения в семье, с партнером, с детьми, с друзьями и родственниками; затрудняет нашу профессиональную деятельность и карьеру; губит наше здоровье и наш духовный рост. Она приводит к изоляции личностной, социальной, духовной…

Созависимые, часто пребывают в иллюзии, что их проблемы и несчастье связаны с внешними обстоятельствами, то есть зависят, от того, употребляет их близкий психо активные вещества или нет. Они свято верят в то, что как только алкоголик бросит пить или наркоман употреблять наркотики, все семейные проблемы разрешатся сами собой и наступит счастье, но это один из самых опасных мифов. И как показывает практика, модели отношений в семьях, сложившиеся на протяжении многих лет, не устраняются в одночасье, для их изменения необходимо время и работа над их изменениями. "Я думала, что все будет великолепно, когда мой муж перестанет пить. Но, правда, в том, что мы еще более отдалились друг от друга. Он трез¬вый, но что мне с этого? Семейного счастья как не было, так и нет! И если это то, состояние, что приходит с выздоровлением и какое надлежит иметь в своем доме, я не думаю, что это то, чего мы ожидали".

Почему же нет ощущения радости и счастья? Ведь, действительно, каждый человек потенциально обладает способностью быть счастливым, но не у всех, получается, реализовать эту способность. Оказывается отделение от проблем зависимого близкого и способность иметь счастливую жизнь, не одно и то же. Состояние, когда близкий уже не употребляет, может вывести из плохого состояния, но вы¬ход из плохого состояния только выход, и не более. Это, то же самое, что и вход в хорошее место, оно не даёт автоматического ощущения радости к ней ещё надо идти.

Ощущение не удовлетворения жизнью, происходит в виду того, что этому мешают имеющиеся симптомы созависимости, а именно: отсутствие самоуважения (как правило, заниженная самооценка); отсутствие внутренней честности (незнание себя); не умение строить конструктивные взаимоотношения и тд. Именно они и не дают ощутить радость и счастье в жизни и построить здоровые взаимоотношения. Поэтому после отделения от зависимого, наступает время устранения (коррекции) самой созависимости.

У большинства созвисимых людей процесс выздоровления, как правило, требует много времени и усилий. На работу с проблемой созависимости обычно уходит один месяц за каждый год уже прожитой жизни. Таким образом, человек тридцати шести лет может ожидать, что ему придется три года поработать над своим выздоровлением, прежде чем оно будет достигнуто. Но не пугайтесь этот процесс можно ускорить найдя дополнительные ресурсы для такой работы и уделив этому определённое время.

Таким дополнительным ресурсом в выздоровлении и является работа в группе личностного роста или группе активного выздоровления.

Этот известный метод групповой психологической работы представляет собой расширенный и усиленный психологическими практиками 12-Шаговый процесс, выздоровления, иногда называемый «12 Шагов + (плюс) ».

Это связано с тем, что участие в группах самопомощи, таких как Ал-Анон, обычно ослабляют симптомы созависимости, но как показывает практика, что дополнительное профессиональное сопровождение помогают обеспечить помощь в решении этих проблем более эффективно и гораздо быстрее.

А теперь о самой работе на группе.

  • Часть наших занятий будет проходить в виде информационных лекций объясняющих предлагаемые установки и рекомендации.
  • Часть в виде практических упражнений, закрепляющих теорию.
  • Часть в виде тестов диагностирующих вас в тех или иных аспектах.
  • Часть в групповой работе, отреагирования ваших чувств и мыслей.
  • И часть в индивидуальной работе на группе, прорабатывая наиболее острые и болезненные моменты роста.

Кроме того, предлагаются задания для самостоятельной домашней работы и обучение практике ведения дневника личных переживаний – Дневник самоанализа. Исходя из этого, выстроена последовательность тематических занятий в группе, а именно, будут рассматриваться следующие темы:

  1. Созависимость. (Общие понятия, основные характеристики, параллелизм в проявлениях с зависимостью, самодиагностика созависимости.) Био-психо-социальная модель созависимого поведения. (Симптомы, характеристики, методы реабилитации.)
  2. Семья. (Функции в семье, функциональная и дисфункционольная семья, правила в дисфункциональной семье. Типы семейных взаимоотношений. Родительская семья – как источник привычного созависимого поведения.
  3. Чувства. (Понятие, значение, определение чувств). Болезнь эмоций, эмоциональная незрелость. Дневник эмоций.
  4. Поведение созависимого. Треугольник Карпмана. Желание спасать и жить для других. (Роль «спасателя», выгоды, причины, последствия.) Желание держать всё под контролем. (Роль «контролера», выгоды, причины, последствия.) Психология «жертвы». (Роль «жертвы», причины, выгоды, последствия.)
  5. Бессилие (понятие бессилия) и неуправляемость (внутренняя и внешняя неуправляемость). Отстранение, отделение. (Понятие «отделение», этапы отделения, «жесткая любовь».)
  6. Границы. (Понятие, значение, правила установления границ.)
  7. Умение переживать «потери». (Отстранение от объекта зависимости – переживание «потери».)
  8. Самооценка. (Понятие, значение.)
  9. Работа с чувствами: вина, стыд, страх, отчаянье, злость (тема будет раскрыта в 2 или более занятиях)

И другие, которые будут вызывать интерес в процессе работы.

Задача нашей группы, группы личностного развития (роста), научиться ощущать счастье здесь и сейчас, не зависимо от обстоятельств жизни.

Если у вас есть ощущение не удовлетворённости жизнью, вас беспокоит тоска, тревога, раздражительность, обиды, злость, и вы не знаете, как это изменить, эта группа именно для вас. Группа открыта, приходите.

Жду вас в каждую Субботу, в 10-00, по адресу бул. Перова, 56. (В помещении Социальной службы для молодёжи Днепровского района.)

Дополнительная информация и запись по телефону: 050-530-99-22 Владимир Иванов.