Интернет зависимость

Котляров А.В.
Интернет – аддикция

Эта зависимость называется зависимостью от Интернета (Internet Addiction Disorder, IAD).

Сетевой виртуальный мир - особое место для взаимодействия, предлагает человеку сформировать такой виртуальный мир, который имитирует ситуации взаимодействия с другими людьми.. И в силу ряда своих особенностей, может легко стать комфортной средой для размещения ложной цели.

  • Виртуальный мир сети имеет общие признаки с реальностью, что способствует «размыванию» и устранению границ между ними. Загадочность и непредсказуемость Интернета напоминает неопределённость и изменчивость мира. Неискренность, иллюзия самого себя в Интернете похожа на маски, которые человек одевает в реальной жизни.
  • Виртуальный мир сети пропагандирует легко доступные, очевидные преимущества перед реальностью. Это возможность добиться успеха «только за счёт активности и творчества», за счёт сокрытия своих реальных физических особенностей, которые сам человек привычно считает недостатками, за счёт возможности взять себе любую роль, оставаясь анонимным и невидимым, а также, в любое время её сменить.
  • Виртуальный мир всегда доступен для использования, позволяет контролировать время своего использования, давая полную власть над взаимоотношениями.
  • В виртуальном мире предоставляется возможность любого поведения без ответственности за него, без страха получения последствий, отвержения или осуждения. Это достигается за счёт анонимности и недосягаемости. Часто их высказывания противоречат мнению других людей. В реальной жизни Интернет -зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам.
  • Виртуальная реальность сети позволяет создать иллюзию защиты от одиночества, получить эмоциональную поддержку и признание в Интернете. Она компенсирует причины трудностей в реальном общении без их понимания и действительных шагов для их устранения.
  • Виртуальный мир позволяет уйти от взаимодействий с реальными людьми, не учитывать их особенности, цели, что не возможно в жизни. Сетевой мир позволяет легко перенести любые свои убеждения по поводу взаимодействий на воображаемого собеседника, «наделить» его любыми способностями, выгодными для своих ложных целей.
  • Сетевая реальность позволяет имитировать творческое состояние. Это достигается за счёт возникновения в процессе использования сети состояния, по внешним признакам близкого к творческим. Это, прежде всего, возможность постоянного доступа к большим массивам информации, их «открытие», «поиск».
  • Возможность испытать во время сёрфинга в сети состояние «потока жизни». Оно проявляется поглощенностью деятельностью, отвлечением от окружения и «выключенностью» из времени, ощущением переноса в иной мир, другую реальность, в новые измерения.

Как только человек перестаёт использовать виртуальные сетевые взаимодействия для достижения целей в обычной жизни, как только он переносит свои жизненные цели в эти виртуальные взаимодействия, воспринимает сетевые взаимодействия как основные, предпочитаемые перед реальными и даже единственные взаимодействия для достижения целей, формируется зависимость.

Стадии Интернет - аддикции

1. Выбор привлекательного варианта виртуальной реальности.

Человек использует различные службы Интернета с целью выбора той, которая предлагает наиболее подходящую виртуальную реальность.

Признаки:

  • Он участвует в различных видах взаимодействия (чаты, конференции и т.д.) на различную тематику, пробует общаться с различными партнерами в различных роляхЕго задача - установить, какой вариант виртуального общения, и какое время общения лучше всего компенсирует недостаток общения в реальной жизни.
  • После выхода из Интернета периодически возникает желание вернуться в сеть, проверить электронную почту, новости любимых сайтов.
  • Человек формирует стиль взаимодействия в Сети и начинает пользоваться ею с самостоятельной целью, не имеющей места в реальности.
  • Виртуальные взаимодействия остаются незначительной, хотя и приятной частью жизни. В настоящем мире существуют более важные цели.

2.Перенос цели в виртуальную реальность, ограничение выбора и формирование зависимости.

Когда серфер определяет самую подходящую для взаимодействия виртуальную реальность, он переносит в неё свою цель.

Признаки:

  • Время сетевого общения резко возрастает, выбор занятости чем либо ограничивается занятостью в сети - формируется зависимость.
  • Увеличивается количество партнёров, время и интенсивность общения, темы для обсуждения в сети всё больше удаляются от жизни в реальности.
  • Общение в сети предпочитается обычному общению в реальном мире независимо от того, какой предмет обсуждается.
  • Утрата способности отличать виртуальную реальность от истинной действительности, и постепенно утрачивает способность взаимодействовать в настоящей жизни.

3. Стадия стабилизации.

Признаки:

  • Конкретное взаимодействие в виртуальной реальности исчерпывается, «выдыхается», перестаёт «увлекать». Сетевая деятельность угасает и зависимость становится менее выраженной.
  • Серфер возвращается в реальность, правда без особого энтузиазма. Потребность вернуться к виртуальным взаимодействиям сохраняется в «спящей форме». Однако серфер обращается к Сети, особенно в ситуациях кризисного, стрессового характера.
  • При появлении новых «заманчивых» тем и собеседников в виртуальной реальности зависимость активизируется.